Главная задача цепей - задать наиболее подходящий момент, чтобы колесо преодолело коэффициент сцепления и начало движение относительно поверхности.
У нас, изготовителей цепей противоскольжения, потенциал развития весьма широк. Для данной статьи был выбран турбодизель Nissan Patrol 3.0 «одетый» в резину Dunlop Grandtreck на диски размером 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.
Главная задача цепей - задать наиболее подходящий момент, чтобы колесо преодолело коэффициент сцепления и начало движение относительно поверхности. Можно воспользоваться динамометром для определения усилия на крюке. Благодаря физике, увеличение коэффициента сцепления колеса с дорогой увеличивает показания на крюке, которые сможет развить автотранспорт. Варьируя толщину и/или метод плетения цепи, мы с Вами наглядно видим, как изменяется усилие на динамометре.
Получаем, что автомобильный фаркоп «соединен» тросом через динамометр с огромным деревом. Передний мост авто выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. На земле утрамбованный снег, температура на улице в среднем около -3С.
Работая на малых оборотах, Patrol провернул колесо и усилие на динамометре дошло лишь до 340 кг. В снегу под колесом сразу появилась ледяная ямка.
Второй тест, и Patrol растерянно крутит колесом, показывая всего лишь 100кг. Занесли все результаты, теперь решили переставить авто на голый, слегка намоченный грунт. Patrol стуртует и динамометр сразу говорит об 450кг момента на крюке. Опять все заносим в таблицу и начинаем тестировать цепи. Сразу оговоримся, что все тесты проводились по 3 раза и ,соответственно, брали средне-арифметическое значение.
Решили начать с самого лёгкого. Уже после 10мин на два задних колеса пришлось одеть цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Тестируем, и сразу же 750кг. Заносим результат, снимаем «лесенку». Теперь одеваем цепи плетения «сота» калибром 5мм. Тестируем и теперь видим обещаные 900кг.
«Сота» показывает результат лучше, но это вполне ожидаемо, потому что в области сцепки помещается большее количество звеньев, по сравнению с «лесенкой». Теория про то, что «сота» работает хуже, оказалась выдумкой. Дальше мы решили перейти к тому, чтобы повторить результат с 6мм вариантами цепей. Как и в прошлые разы, первопроходчицей выбрана «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и сразу видим - 1050кг, а «сота»,согласно уже провалившейся теории, улучшает показания до 1150кг.
Эффект уже от 1го замера 6х8мм «лесенки» ввёл нас в затруднения, потому что стало ясно, что мотор не даёт необходимой мощности, для проворачивания хотя бы одного колеса. Это и понятно, ибо протектор уже дорос до хороших размеров - 27мм отличнейшей стали. Пришлось подключать передний мост, а также воспользоваться пониженными скоростями, дабы увеличить крутящий момент. Но из-за того, что надо уменьшить влияние переднего моста на тест, приходится располагать корму и задний мост намного ниже переда.
Устанавливаем цепи на задние колеса. Сразу замечаем, что двигатель работает «легче», и колесо начинает «буксовать», когда динамометр показывает 1250кг. Но мы знали, что в Patrol есть функция принудельной блокировки заднего моста. И мы решили использовать это для следующего теста. И теперь усилие от двух колёс заставило дойти стрелку динамометра уже до 1550кг. Меняя цепь «лесенка» на 6х8 «сота» мы записываем в очёт соответственно 1400кг при свободном и 1700кг при заблокированном дифференциалах.
В планах на тесты мы так же оставили место для замеров с цепями со снижением давления в шинах. Тестировали при давлении в колесах до 1 Атм. Решили уменьшать именно до этой цифры, потому что бедлоками колеса не были оснащены. А менять колёса в темноте нам бы очень не хотелось. Хотели успеть сделать тесты за 1 день, как и планировали, но т.к. зимой смеркается очень рано мы решили проводить замеры лишь на 6мм варианте «сота». Уменьшив давление в колёсах с 2.5 Атм до 1 Атм мы улучшили результат на ещё 70кг.
В итоге, смотрите результаты!
Мы убедились, что «лесенка» вполне обеспечивает коэффициеyт скольжения как на сухом асфальте, но для нашего автомобиля Patrol она все же маловата. Полученные результаты доказывают, что и простейшая «лесенка» 5мм может показать на снегу достаточный коэффициент скольжения, как у сухого асфальта. И всё таки для нашего достаточно нелёгкого автомобиля Patrol она маловата. Колесо вывешивается, что может привести к пробуксовке.
Зато 6мм оказалось достаточно, что даёт нам понять – для машины более 2т идеальный вариант. Варианты с 8мм тоже возможны, но только тогда, когда от автомобиля требуется максимум мощности. Добавим также, что и по массе цепи 6х8 выгодно отличаются от своих меньших собратьев.
В результате получаем следующие выводы:
- 5мм можно возить с собой на «крайний случай»
- 6мм подойдут для периодичного использования
- 6х8 нужны тем автолюбителям, кто хочет выжать из своей машины максимум.
Для удобства представляем Вам данные замеров в виде таблицы:
Поверхность | Привод | Давление в шинах, Атм. | Исполнение | Калибр цепи, мм | Значение, кг |
---|---|---|---|---|---|
Лед при T-3C | 4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 100 |
Снег укатанный | 4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 340 |
Грунт влажный | 4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 450 |
Снег укатанный | 4х2 | 2.5 | Лесенка | 5 | 750 |
4х2 | 2.5 | Сота | 5 | 900 | |
4х2 | 2.5 | Лесенка | 6 | 1050 | |
4х2 | 2.5 | Сота | 6 | 1150 | |
4х2 | 1.0 | Сота | 6 | 1220 | |
4x4 | 2.5 | Лесенка | 6х8 | 1250 | |
4x4 Dif.Lock | 2.5 | Лесенка | 6х8 | 1550 | |
4x4 | 2.5 | Сота | 6х8 | 1400 | |
4x4 Dif.Lock | 2.5 | Сота | 6х8 | 1700 |